Существует много специалистов по маркетингу, но лишь малая часть из них занимается по-настоящему трудной работой – мыслит!
Маркетинг в современных условиях требует не просто каких-то машинальных действий, а глубокого осмысления вопроса. Требуется много наблюдать за действием клиентов, чтобы внедрить какое-то действенное решение. Выживает сильнейший! Это актуально и для современного мира маркетинга, выживает тот, кто был более клиентоориентированным, тот, кто подошел к решению задач более творчески.

Хотя псевдогуру убеждают нас в обратном, говоря, что есть простые и легкие шаги, внедряя которые вы получите уйму клиентов. Конечно, они рады поделиться с вами своими секретами за скромное вознаграждение. Потом они еще раз вам расскажут, что все очень просто, что весь мир стоит на простых методиках и учит вас им. Потом вы идете на семинары, всевозможные конференции, на которых вам разжевывают одну и ту же информацию, вам показывают кейсы, кочующие от семинара к семинару. А потом задумайтесь, доверили бы вы многомиллионный бизнес человеку, который хочет, чтобы все было просто? Расскажет ли вам кто-нибудь секрет успеха за деньги? Есть ли время ходить на семинары к настоящему специалисту? Как поведут себя такие специалисты, когда столкнутся с первой терминологией, смогут ли они рассказать хотя бы, что такое SWOT-анализ?

Наука маркетинга отличается от других одной особенностью: в ней много шарлатанов, которые издают книги, ничему не учащие. В других науках нет бесполезных книг, даже от плохих книг есть польза. Поэтому важно понимать, что если вам обещают легкую и простую жизнь, то тут что-то не так.

В первую очередь, маркетинг должен научить вас думать как клиент, что только кажется простым. Это игра от обратного. Чтобы понять, что делать сейчас, надо мысленно смоделировать ситуацию, в которой вы – клиент, и проанализировать ее. Также в маркетинге нет шаблонных или типовых решений. Каждая ситуация требует отдельного подхода, есть стандартные шаги, но это базовые вещи, которые являются лишь фундаментом успеха.

Сущность маркетинга <br>и его основные трудности

Можно ли сказать, что маркетинг – такая же трудная наука, как физика? Вполне, ведь и там, и там строятся модели, только в физике есть строгий свод правил, которым подчиняется все. А вот в маркетинге есть еще место эмоциям, что добавляет сложности. Ведь недостаточно просто знать теорию и отрабатывать ее на практике, надо быть психологом, который понимает людей, природу их действий. Также в маркетинге не всегда можно все точно описать или представить с помощью формул, как в физике. На этом иногда и играют псевдогуру, ходя «вокруг да около», пока вы не отдадите им свои деньги.

Есть знаменитая фраза, известная многим маркетологам: «Самое большое расстояние – до кошелька». Об эту фразу разбивались тысячи фирм, предприятий, работников и бизнесов с начала торговли. Именно с этого правила и надо начинать обучение всех маркетологов! Важно понимать, что люди неохотно расстаются со своими деньгами, ведь маркетинг – это не одна продажа одному человеку. Это продажи в промышленных масштабах.

Чтобы добиться успеха в этом ремесле, необходимо смотреть на все глазами клиента. Вы должны «привести за руку» клиента и свести к минимуму все затраты при этом. Чтобы стоимость привлечения клиента была минимальная, а выгода – максимальная. Это настоящая наука, которой посвящают жизни. Не каждый маркетолог может потратить возможный минимум, не каждый сможет его просчитать. Ведь любой маркетинг начинается с моделирования и планирования. Никто не работает на «авось». Каждый шаг заранее продуман и взвешен.

Если вы начнете изучать теорию маркетинга, то все будет казаться легким и понятным. Но согласитесь, в теории и стихи писать легко, но много ли среди нас именитых поэтов? Точно так и здесь, вам недостаточно знать термины наизусть, владеть всеми теориями и тонкостями анализа.

В маркетинге все дается с трудом – первые клиенты, первые шаги, первые результаты. Даже первые результаты надо подвергать кропотливому анализу. Поэтому работа маркетолога часто сопряжена со стрессами и работой без выходных.

Чтобы понять, насколько маркетинг труден, только вдумайтесь, что такое аудит? Это анализ маркетингового состояния. Обычно успешные кампании редко заказывают аудит. Значит, аудит – это как диагностика болезни. Как врач ставит диагноз, так и маркетологи делают аудит. Только маркетологам никто не говорит, где болит и какие симптомы у болезни. Все надо делать с помощью анализа и кропотливого изучения продукта или услуги. И это на этапе, когда даже не началась основная работа.


Вы уже, наверное, порядком устали от описания того, что маркетинг трудный, но хотим вас заверить, что в маркетинге полно приятных моментов.
Первый – благодарность: если вы принесли пользу, то вас отблагодарят по достоинству.
Второе – магия успеха! Представьте, что вы долго и упорно работали над чем-то, и это дело пришло к успеху. Это настоящая магия – наблюдать, как вся эта машина работает! Это настоящий кайф, поэтому приступим к работе немедленно!

Роман Райдль – CEO, Strategy Director